Налоговое законодательство Туркменистана

Налоговое законодательство Туркменистана

Общие сведения

Налоговое законодательство Туркменистана основывается на Конституции, содержащей общие нормы, регулирующие налоговые правоотношения, и состоит из Налогового кодекса Туркменистана и иных нормативных актов.

Налоговый кодекс состоит из двух частей. Первая (общая) часть регулирует общие вопросы налогообложения, вторая часть (особенная) содержит детальное описание налогов и сборов, взимаемых на территории государства.

На первый взгляд, Налоговый Кодекс Туркменистана может показаться стандартным, напоминающим аналогичные законы соседних стран.

Однако лицам, планирующим возможность уплаты налогов на территории Туркменистана, особенно открывающим там бизнес, следует учесть несколько особенностей.

Так, согласно статье 34 ч. 5 Кодекса, налоговая служба вправе досрочно произвести исчисление и установление налога и потребовать его немедленной уплаты даже при наличии одного только подозрения, что налогоплательщик намерен уклониться от уплаты.

Согласно ст. 47 Кодекса в случае оспаривания размера начисленных налоговых платежей, а также штрафных санкций и пеней налоговая служба может потребовать от плательщика залога имущества или поручительства на эту спорную сумму. Если таковых налогоплательщик предоставить не может, спорная обязанность по уплате подлежит исполнению.

Ну и конечно очень интересен способ побудить налоговые органы к эффективной работе. Статья 71 Кодекса гласит, что государство выплачивает сотруднику налоговой службы лишь половину зарплаты, остальной заработок состоит из пятидесяти процентов штрафных санкций и пеней, взысканных данным работником налогового органа, то есть все сотрудники налоговых органов находятся на сдельной системе оплаты труда.

Система налогообложения Туркменистана является двухуровневой. Налоги распределяются между централизованным и местными бюджетами согласно Закону Туркменистана "О бюджетной системе". Все сборы, установленные Кодексом, полностью поступают в местные бюджеты.

В Туркменистане Налоговым кодексом установлены следующие налоги:

Государственные налоги

НДС. Плательщиками являются юрлица и предприниматели при совершении им облагаемых налогом операций. Ставка – пятнадцать процентов.

Акцизы. Плательщики – производители, реализаторы подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, транспорт. Импортеры подакцизной продукции налог не уплачивают. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в виде определенного процента от ее стоимости.

Налог за пользование недрами. Плательщики – лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также использование в предпринимательских целях наземных и подземных водных источников на территории Туркменистана. Налоговая база – стоимость добытых ископаемых. Ставка зависит от вида ресурса и уровня рентабельности добычи.

Налог на имущество. Плательщики – юридические лица – собственники или владельцы имущества. Объект налогообложения – основные и оборотные средства, используемые в производственном процессе. Общая ставка – один процент от балансовой стоимости.

Налог на прибыль (доход) юридических лиц. Объект – валовая прибыль за минусом установленных законом вычетов. Для резидентов (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах") ставка составляет восемь процентов, для остальных юрлиц – двадцать процентов.

Ставка в виде твердой денежной суммы предусмотрена для прибыли, получаемой от игорной деятельности.

Налог на доходы физических лиц. Ставка равна десяти процентам.

Местные сборы.

Сбор за рекламу. Плательщики – распространители коммерческой рекламы (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка установлена в процентном соотношении от затрат на распространение рекламы, составляет от трех до пяти процентов в зависимости от места распространения.

Целевой сбор на обустройство территории городов, поселков и сельских населенных пунктов. Плательщики – физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Для физических лиц размер сбора равен 10000 манат в месяц, для предпринимателей -  0.3 процента от валового дохода, но не менее 10000 манат ежемесячно, для сельхозпредприятий – половина процента от прибыли, для других юрлиц – один процент от прибыли.

Сбор с владельцев автостоянок. Плательщики – владельцы земельных участков, занятых под стоянки транспорта, которые используются в этих целях за плату. Ставка устанавливается за один квадратный метр площади участка, и размер зависит от его местонахождения.

Сбор с реализации автомобилей. Плательщики – лица, осуществляющие реализацию автотранспорта на территории государства (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка кратна размеру минимальной заработной платы и зависит от вида автомобиля

Сбор с владельцев собак. Плательщики – владельцы собак (кроме служебных), проживающие в городах. Ставка – 0.4 величины от минимально заработной платы.

Заключение.

После изучения налогового законодательства и налоговой системы Туркменистана складывается двоякое впечатление.

С одной стороны, главный налоговый закон является современным, отвечающим потребностям государства и общества. Налогов мало, ставки низкие не только по сравнению со странами СНГ, но и в целом с другими странами мира.

Большое внимание уделяется развитию нефтегазовой отрасли, поскольку и Налоговым кодексом, и специальным законом - Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах" - для подрядчиков, ведущих добычу углеводородов на территории Туркменистана, предусмотрены различные льготы и преференции вплоть до полного освобождения от уплаты ряда налогов и сборов.

Но перечисленные в начале настоящей статьи особенности налогового законодательства при определенных условиях могут перечеркнуть все эти преимущества и положительные стороны.

Так, широкие полномочия налоговых органов, позволяющих им исчислить налог по своему усмотрению при наличии лишь подозрения в уклонении от его уплаты, потребовать обеспечения уплаты при оспаривании начисленного налога или штрафной санкции, а при отсутствии такого обеспечения – бесспорно взыскать ее, может при недобросовестности работников породить произвол и ставит плательщиков в неравное положение с государством при разрешении спорных ситуаций. Получается, что сотрудник налогового органа может по собственной прихоти обложить неугодного плательщика неподъемными налогами, фактически лишить его собственности и возможности работать. Такие положения не могут не насторожить лиц, особенно иностранных, планирующих открытие или развитие бизнеса в данной стране.

Ну и конечно нельзя не сказать о принципе "самоокупаемости" и "сдельности" работы налоговых чиновников. Норма закона, устанавливающая оплату труда чиновника в процентном соотношении к наложенным им штрафам и пеням, призванная, вроде бы, увеличить эффективность труда работников налогового органа, повысить собираемость налогов, на самом деле порождает широкое поле для злоупотреблений и коррупции. Абсурдно, но факт: полностью соблюдать налоговое законодательство, не допуская налоговых правонарушений, опасно для налогоплательщика, поскольку в этом случае сборщик налогов останется без зарплаты и будет этим недоволен.

Но, несмотря на кажущуюся абсурдность этого "национального колорита" налогового законодательства Туркменистана, Налоговый кодекс принят и действует уже более десяти лет, следовательно, указанные выше его положения успешно работают.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты